Когда ребенок любит учиться — это радость для всей семьи. Она сама бежит в музыкальную школу или сама и вовремя садится за уроки, — и это не только экономит родительские нервы, но и позволяет ученику добиваться лучших результатов. На самом деле лучших. И совсем другое дело, если ребенку скучно учиться и лень. Как активировать волшебную мотивацию и помочь детям получать удовольствие от обучения? — Попробуем разобраться!
Как мотивировать ребенка на учебу: когда мозг в восторге
В нейропсихологии есть своя история о том, откуда берется счастье. Представьте наш мозг: толпа нейронов, химические агенты, снующих между ними, кровеносные сосуды и электрические импульсы. Когда человек приступает к какому-то занятию, в коре головного мозга активизируется зона, которая за это занятие отвечает. Скажем, мальчик играет в футбол: он умеет бить по мячу, принимать передачу, он активно и радостно обменивается сигналами с другими игроками — одним словом, он в своей тарелке.
В его мозгу активно включается хорошо развита «футбольная» участок коры, клетки омываются свежей кровью, густо пробегают электрические разряды, выделяются стимулирующие вещества, плетутся новые нейронные связи, все сияет, искрит, пульсирует, как на празднике, — и субъективно это переживается как драйв , счастье и осмысленность. Подробнее про мотивирующую школьную валюту читайте на страницах нашего специализированного сайта.
А вот другой мальчик: он тоже играет в футбол, но при этом тайно мечтает поскорее уйти домой клеить танчики, по мячу он бьет слабо и неловко, игроки достают его за непонимание, а тренер недовольно морщится. В это время «футбольная» зона коры, конечно, включается и оживает, но сигналы по ней бегут слабые и разрозненные, выделяются стрессовые вещества, а участок коры «про танчики» постоянно пытается перехватить лидерство. И субъективно мальчик переживает это как раздражение, скуку и пустая трата времени. Счастья в этом мало, не говоря уже о смысл: мальчику может казаться, что нет глупее занятия, чем отбирать друг у друга мячик на поле.
Хорошая новость заключается в том, что даже не очень любимое занятие заставляет мозг работать и отпускать человеку энергию на действия. А значит у нее есть шанс найти в своих делах светлые и вдохновляющие моменты (например, когда удар по мячу будет получаться все лучше) — стать счастливее и захотеть развиваться дальше.
Самые несчастные люди, с точки зрения биохимии мозга, — это скучающие бездельники, которые не знают, чем себя развлечь и как занять. Они лежат или слоняются без дела, ищут хоть какие-то стимулы и развлечения, чтобы победить мучительную скуку. Маленьким детям незнаком этот состояние, но как это не печально, до подросткового возраста много девочек и мальчиков впадают в апатию и начинают лениться.
Существует миф, будто у человека есть «волшебный кувшин» — запас сил, которые можно тратить, а можно сэкономить — и тогда останется больше энергии «для себя» и «в удовольствие». На самом же деле, говорят ученые, силы приходят к нам, как молоко к кормилице: пока мама кормит малыша, у нее есть молоко, но как только младенца отлучают от груди — выработка молока понемногу прекращается. То же самое происходит с количеством энергии, которую мозг отпускает нам для действий: пока мы активны (а лучше — делаем дела с удовольствием), у нас есть силы, но как только мы отказываемся от дел — сил и счастья становится все меньше.
Конечно, отдых необходим, и трудоголики страдают не меньше бездельников, впадая в другую крайность. Но все равно именно разнообразная интересная работа головой, телом и душой дает счастье, симпатию к себе и ощущение полноты жизни — когда в течение дня в работу включается весь мозг, искрясь и пульсируя, как новогодняя елка. И как раз это ощущение счастья и драйва может стать отличным стимулом к развитию и мотивацией к обучению.
Как мотивировать ребенка на учебу: как комфорт ставит палки в колеса
В родительских головах долгие годы живет идеал благополучного и развитого ребенка. Ее растили в любви и берегли от психических травм, помогали развивать различные способности, водили на концерт в ползунках, выбирали лучшую школу, нанимали репетиторов … ГВ по требованию и совместный сон плавно перетекают в английский язык с носителем и тренинги лидерских качеств. При этом психологи говорят, что в подростковом возрасте благополучные детки, с которыми очень много занимались, нередко впадают в апатию и ничего не хотят.
И здесь еще раз хочется повторить аксиому: только собственная активность дает устойчивое ощущение счастья и мотивацию к развитию. Родители порой так сильно хотят дать ребенку хороший старт, нагружающие ее ответственностью и очень полезными занятиями, помогают выучить языки, освоить науки, побеждать в олимпиадах, рисовать и играть на музыкальных инструментах.
Ребенок занят и приспособленная к делу, она успешна и мила, но ей некогда отдохнуть, поскучати, посмотреть по сторонам и САМОЙ захотеть чего-то достичь или что-то освоить. Казалось бы, у человека есть все данные для триумфального вхождения во взрослую жизнь, она все умеет, — но не знает, чего хотеть, ее глаза не горят, она движется по накатанной и не находит в себе стимулов к активным действиям и развитию.
У любого подростка или взрослого человека есть все шансы прислушаться к себе, найти свою точку приложения сил, включить проактивность и счастливо двинуться вперед. Но дадим слово статистике: дети, о которых слишком опекали и направляли, так же, как и дети, которым очень пренебрегали, — во взрослом возрасте более склонны к девиантному поведению, депрессий и психических нарушений. В то же время дети, которым уделяли среднее количество внимания, во взрослом возрасте гораздо чаще остаются в пределах нормы.